Чиптюнинг
Чип тюнинг двигателя, увеличение мощности двигателя. Чип тюнинг (chip tuning) является одной из составляющих форсирования двигателя, и представляет собой внесение изменений в настройку блока управления (ECU) на программном уровне. Также как и другие способы, чип тюнинг может рассматриваться, как самодостаточный вид форсирования двигателя и дает уже ощутимый прирост мощности. На атмосферных моторах прибавка может составлять 10...13%, а на турбированых до 40%. Настройка программы управления ECU, сделанная авто производителем, представляет собой компромисс между мощностью, расходом топлива, содержанием CO и некоторыми другими параметрами. Чип тюнинг открывает нам возможность менять приоритеты в настройке двигателя. За счет незначительного увеличения расхода топлива, в активных режимах, и изменения некоторых других параметров мы можем увеличивать мощность и крутящий момент двигателя. Также чип тюнинг позволяет изменить логику работы акпп, отключить лямбда зонд, убрать лимит максимальной скорости, сдвинуть отсечку максимальных оборотов и т.д. Чип тюнинг не требует механического вмешательства в двигатель и является весьма щадящим к моторесурсу, в отличие от других видов форсирования.
Перед чипюнингом
Если вы решили сделать на машине чип-тюнинг - не торопитесь, начать рекомендую с компьютерной диагностики двигателя, диагностики инжектора. ЭБУ самодиагностируется, но не все неисправности выводятся на приборную панель включением лампы СЕ. С неисправностями в двигателе или системе управления после чип-тюнинга можно получить отрицательный эффект. Поэтому перед этой операцией желательно сделать компьютерную диагностику двигателя сканером и проверить все параметры и коды ошибок.
Как правило, целью чип-тюнинга является улучшение динамических характеристик автомобиля, но, в последнее время появилась тенденция экономить топливо, разумеется, в ущерб динамике. Ситуацию «подогревает» постоянное удорожание бензина.
Начнем с того, что экономия топлива практически не зависит от чип-тюнинга и влияние на нее оказывает в большей степени, чем все остальное, вместе взятое, манера вождения конкретного водителя. Проще говоря, если взять среднюю динамичную прошивку, то расход топлива при умеренном стиле езды будет даже меньше, чем с серийной. Другое дело — езда в стиле «тапка в пол», здесь расход топлива может значительно превышать ожидаемый, но обычно такие водители прекрасно это знают и вообще не экономят на топливе.
Возникает вопрос: зачем же нужны «экономичные» прошивки, если умеренно динамичные не сильно прожорливы при обычной езде? Ответ прост — экономичные калибровки дают возможность экономить топливо ТОЛЬКО при соответствующих приемах вождения. Приемы эти довольно просты, но требуют от водителя железной выдержки:
1. избегать любых резких нажатий педали «газа», стараясь двигаться без резких ускорений или замедлений.
2. не «раскручивать» двигатель до высоких оборотов, переключаться на повышенную передачу как можно раньше (менее 2000 об/мин).
3. избегать обгонов и движения накатом, всегда снижать скорость в режиме торможения двигателем.
4. и т. д. и т. п.
Нелишне заметить, что автомобиль должен быть полностью исправен, как со стороны системы впрыска, так и со стороны ходовой части (давление в шинах, сход-развал и т. п.).
Задача калибровщика здесь сводится к установке таких режимов работы двигателя, при которых тот бы все еще продолжал двигать автомобиль, расходуя при этом минимальное количество топлива. Это весьма непросто, так как система более чувствительно к обеднению смеси, чем к ее обогащению. При излишне бедной смеси и раннем зажигании есть риск прогорания клапанов и поршней, возникновения детонации и других малоприятных явлений. Типичное заблуждение — экономия топлива за счет резкого обеднения рабочей смеси. В этом случае экономии не происходит, так как бедные смеси довольно плохо воспламеняются и легко детонируют, что в конечном итоге приводит к увеличению расхода топлива в городском цикле. В любом случае, экономичная прошивка не имеет смысла без экономичной манеры вождения, описанной выше, так как при агрессивной манере, небрежно обращаясь с педалью газа можно получить значительно больший расход, чем на динамичной версии! Машина при этом будет дергаться и отчаянно тупить, доводя «динамичного» водителя до белого каления.
Подводя итог, нужно отметить, что экономичные прошивки лишь дают возможность сэкономить некоторое количество топлива, да и то, только при выполнении жестких условий специфической манеры езды.
По материалам www.sms-software.ru